пятница, 4 декабря 2009 г.

Джон Фаулз - "Башня из черного дерева"

Неделю назад прочитал эту отличную повесть гениального британца, и до сих пор нахожусь под большим впечатлением!

Преуспевающий художник и уважаемый критик Дэвид Уилсон получил предложение написать статью о знаменитом затворнике, стареющем infant terrible европейской живописи, гениальном Генри Бресли. В принципе, для статьи уже все было готово, да и тема не была для Дэвида новой, однако сам своенравный и самовлюбленный старик Бресли, неожиданно пригласил Дэвида к себе, в затерянное среди лесов глухой французской провинции поместье Котминэ. Уилсон, конечно, отказаться от приглашения не смог.



И вскоре эти столь разные люди, столь непохожие художники встретились: Дэвид, вполне осознающий, что значимой частью успеха его картин является размер, благодаря которому их удобно размещать на стенах особняков, и Генри, для которого никогда не существовало даже мыслей о таких уступках; образцовый семьянин и светский человек Дэвид и развратник Генри, всю жизнь проведший в добровольном изгнании; опытный педагог и теоретик Дэвид и косноязычный затворник Генри, не могущий объяснить что есть искусство даже своей преданной ученице; абстракционист Дэвид и Генри, в картинах которого всегда было содержание...

Едва переступив границу имения, Дэвид был сильно удивлен - уединение Бресли неожиданно оказалось не столь строгим - в его доме живут две молодые девушки - разбитная Энн, так же известная как "Уродка" и молодая художница Диана, именующаяся "Мышью", без тени смущения загорающие нагишом на лужайке возле дома.

Чуть позже он встречается с Генри, на первый взгляд оказавшимся тем самым своенравным стариком... Или же Генри просто человек, для которого на самом деле никогда не было никаких внешних канонов, чуждых норм и навязанных правил, чужих условностей и чьих-то теорий - а было лишь всепоглощающее "я", которое и позволило ему быть гением?

Дэвид провел в Котминэ всего пару дней, постоянно общаясь и с Генри, и с девушками. Едва уехав, вспоминая эти дни в другом мире, он понимает, что же называл Генри "башней из черного дерева" - укромный уголок души, где запрятан свободный дух человека, подчинившего себя требованиям моды и общественным условностям, сухим теориям и ученым измышлениям. Прав ли Генри? Действительно ли практически все мы, в той или иной степени, запираем себя в таком уютном узилище?

На этот вопрос читателю придется отвечать самостоятельно - Фаулз в своей книге не подсказывает решения, он лишь предлагает нам еще раз задуматься над этим вечным вопросом.

10 комментариев:

  1. Захотелось прочитать... Вообще Фаулза я вроде как люблю, но после "Волхва" решила от него отдохнуть. =)) Так что "Любовница французского лейтенанта" уже год лежит в стопке книг на будущее. :)))

    ОтветитьУдалить
  2. Вот это ты зря, "Любовница французского лейтенанта" даже не в разы, а на порядки лучше "Волхва", на мой вкус так вообще лучшее, что я читал у Фаулза! Так что срочно перекладывай эту книгу на самый верх стопки! ;)

    ОтветитьУдалить
  3. =) Не могу - верхушку оккупировал Набоков. :-)

    ОтветитьУдалить
  4. Вот вечно у тебя отговорки! :) Кстати, ты Пруста прочла уже?

    ОтветитьУдалить
  5. Я в процессе мучительной борьбы с произведением великого писателя! :))))))))

    ОтветитьУдалить
  6. И кто кого на данный момент? :)

    ОтветитьУдалить
  7. Делайте ставки, господа! Я выбрала тактику выжидания - буду брать его измором. =))))))

    ОтветитьУдалить
  8. Ты таки запрятала книжку на антресоли, в самый дальний угол? :)

    ОтветитьУдалить
  9. Не-не-не, мы за честный бой! Он лежит рядом с кроватью, и я держу себя в руках, на другие книги не отвлекаюсь. Просто пока график такой напряженный на работе, есть время почитать только перед сном, а через пять минут я уже засыпаю. :( Это не вина Пруста - так со всеми. Ну, уж на новогодних каникулах ему точно несдобровать!!!!! =)

    ОтветитьУдалить

02.02